Новини

12 вопросов о Пятидесятнице


1. По­че­му Пя­ти­де­сят­ни­цу ино­гда на­зы­ва­ют Днем Рож­де­ния Церк­ви?
Цер­ковь — это не про­сто со­бра­ние вер­ных, а Те­ло, ор­га­низм, в ко­то­ром стру­ит­ся жизнь Хри­сто­ва. И этот ор­га­низм со­зи­да­ет­ся Свя­тым Ду­хом, как пи­шет апо­стол, Ибо, как те­ло од­но, но име­ет мно­гие чле­ны, и все чле­ны од­но­го те­ла, хо­тя их и мно­го, со­став­ля­ют од­но те­ло, — так и Хри­стос. Ибо все мы од­ним Ду­хом кре­сти­лись в од­но те­ло, Иудеи или Ел­ли­ны, ра­бы или сво­бод­ные, и все на­по­е­ны од­ним Ду­хом (1Кор.12:12-13).
2. Мож­но ли то­гда го­во­рить — как ино­гда го­во­рят — о Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви?
Ра­зу­ме­ет­ся, ведь са­мо сло­во «Цер­ковь» зна­чит «со­бра­ние при­зван­ных», и вет­хо­за­вет­ный на­род Бо­жий та­ким со­бра­ни­ем был. Но Пя­ти­де­сят­ни­ца зна­ме­ну­ет прин­ци­пи­аль­но но­вый этап в ис­то­рии спа­се­ния и со­зи­да­ние Церк­ви имен­но как Те­ла Хри­сто­ва пря­мым дей­стви­ем Свя­то­го Ду­ха.
3. Кто та­кой Свя­той Дух? Это си­ла или Лич­ность?
Свя­щен­ное Пи­са­ние яс­но го­во­рит о Свя­том Ду­хе как о Лич­но­сти: на­при­мер, Он пря­мо го­во­рит о Се­бе «Я»: ко­гда они слу­жи­ли Гос­по­ду и по­сти­лись, Дух Свя­тый ска­зал: от­де­ли­те Мне Вар­на­ву и Савла на де­ло, к ко­то­ро­му Я при­звал их (Деян.13:2); про­яв­ля­ет во­лю: Ибо угод­но Свя­то­му Ду­ху и нам не воз­ла­гать на вас ни­ка­ко­го бре­ме­ни бо­лее, кро­ме се­го необ­хо­ди­мо­го (Деян.15:28); его воз­мож­но оскор­бить на­ши­ми гре­ха­ми: И не оскорб­ляй­те Свя­та­го Ду­ха Бо­жия, Ко­то­рым вы за­пе­чат­ле­ны в день ис­куп­ле­ния (Еф.4:30); Ему воз­мож­но со­лгать, при­чем со­лгать Ему — зна­чит со­лгать Бо­гу (Деян.5:4).
4. По­че­му Свя­той Дух не мог быть да­ро­ван до смер­ти и Вос­кре­се­ния Хри­ста?
Во-пер­вых, по­то­му что наш грех раз­де­лял нас с Бо­гом — и дол­жен был быть ис­куп­лен. Во-вто­рых, по­то­му что Свя­той Дух за­тем и да­ет­ся, чтобы при­об­щить нас ко Хри­сту, Рас­пя­то­му и Вос­крес­ше­му. Мы со­зда­ны Бо­гом для то­го, чтобы по­знать Его и воз­ра­до­вать­ся Ему во ве­ки, чтобы быть веч­ной, бес­ко­неч­но счаст­ли­вой се­мьей, гла­ва ко­то­рой — Бог.

5. Во всех ли хри­сти­а­нах пре­бы­ва­ет Свя­той Дух, или толь­ко в свя­тых?
Во всех; ни­кто не мо­жет быть хри­сти­а­ни­ном без по­мо­щи Свя­то­го Ду­ха: Ес­ли же кто Ду­ха Хри­сто­ва не име­ет, тот и не Его (Рим.8:9). Свя­тые да­ют Свя­то­му Ду­ху боль­ше воз­мож­но­сти дей­ство­вать — и в них он про­яв­ля­ет Се­бя яв­ным и ча­сто оче­вид­ным для всех об­ра­зом, но лю­бой че­ло­век, в том чис­ле и со­всем не свя­той, ста­но­вит­ся хри­сти­а­ни­ном толь­ко по осо­бо­му дей­ствию Свя­то­го Ду­ха. На­ша ве­ра — это не про­сто че­ло­ве­че­ское убеж­де­ние, это сверхъ­есте­ствен­ный дар Бо­га. Мы не мог­ли бы ни при­знать в Иису­се Спа­си­те­ля, ни пе­ре­ме­нить на­шу жизнь, ни да­же за­хо­теть это­го без по­мо­щи Свя­то­го Ду­ха.
6. Мо­жет ли Свя­той Дух дей­ство­вать вне Церк­ви?
До опре­де­лен­ных пре­де­лов, да — Бог дей­ству­ет в на­шей жиз­ни еще до то­го, как мы при­со­еди­ним­ся к Церк­ви, это то, что ино­гда на­зы­ва­ют «при­зы­ва­ю­щей бла­го­да­тью». Но ес­ли мы от­зы­ва­ем­ся на эту бла­го­дать, то она при­во­дит нас в Цер­ковь. В са­мом де­ле, Свя­той Дух об­ли­ча­ет мир в неве­рии в Гос­по­да Иису­са, про­слав­ля­ет Его, на­по­ми­на­ет нам то, что ска­зал Он, а ска­зал Он, в част­но­сти, Я со­здам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее (Мф.16:18). По­это­му, хо­тя Свя­той Дух и мо­жет дей­ство­вать вне Церк­ви, Он все­гда ве­дет нас в Цер­ковь.
7. Что яв­ля­ет­ся при­зна­ком ис­тин­ной Церк­ви? Вот со­бра­лись лю­ди, по­мо­ли­лись, и Дух, ды­ша­щий где хо­чет, со­шел на них. Они про­по­ве­ду­ют и да­же име­ют (по их сло­вам) зна­ме­ния и чу­де­са. Как по­нять, где ис­тин­ная Цер­ковь?
Один из при­зна­ков ис­тин­ной Церк­ви — пре­ем­ство ве­ры. Цер­ковь ос­но­ва­на Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом — не в XVI, не в XIX, не в ХХ, а в I ве­ке, и с тех пор она су­ще­ству­ет непре­рыв­но, по Его обе­то­ва­нию: Я с ва­ми во все дни до скон­ча­ния ве­ка. Аминь. (Мф.28:20). Это зна­чит, что в лю­бом ве­ке — в I, II, III, IV, V .....XXI — мы мо­жем най­ти од­ну и ту же Цер­ковь, ко­то­рая ис­по­ве­ду­ет од­ну и ту же ве­ру и со­вер­ша­ет од­ну и ту же Ев­ха­ри­стию. Каж­дый пра­во­слав­ный епи­скоп и свя­щен­ник свя­зан с апо­сто­ла­ми через непре­рыв­ную це­поч­ку ру­ко­по­ло­же­ний. Мы не мо­жем (и ни­кто не мо­жет) «пе­ре­осно­вать» Цер­ковь за­но­во, мы мо­жем толь­ко при­со­еди­нить­ся к той, ко­то­рая ос­но­ва­на Хри­стом на Его апо­сто­лах.
8. Ес­ли Свя­той Дух по­да­ет­ся через ру­ко­по­ло­же­ние, не по­лу­ча­ет­ся ли так, что Его мож­но «по­ста­вить пе­ред фак­том», «вы­ну­дить» сой­ти на че­ло­ве­ка, со­вер­шив пра­виль­ные ри­ту­а­лы?
Де­ло об­сто­ит ров­но на­обо­рот: это Свя­той Дух уста­нав­ли­ва­ет, ка­ким имен­но об­ра­зом Он со­зи­да­ет Цер­ковь и ко­го вы­би­ра­ет для это­го. Со вре­мен апо­столь­ских осо­бый дар Свя­то­го Ду­ха для пас­тыр­ско­го слу­же­ния и со­вер­ше­ния Та­инств пе­ре­да­вал­ся имен­но через ру­ко­по­ло­же­ние. На­при­мер, апо­сто­лы, ру­ко­по­ло­жив же им пре­сви­те­ров к каж­дой церк­ви, они по­мо­ли­лись с по­стом и пре­да­ли их Гос­по­ду, в Ко­то­ро­го уве­ро­ва­ли (Деян.14:23), а апо­стол Па­вел уве­ще­ва­ет Ти­мо­фея воз­гре­вать дар Бо­жий, ко­то­рый в те­бе через мое ру­ко­по­ло­же­ние (2Тим.1:6).
9. А что ес­ли свя­щен­ник (или епи­скоп) — яв­но недо­стой­ный че­ло­век? Дей­ству­ет ли через него Свя­той Дух?
Да. Точ­но так же, как недо­стой­ный по­слан­ник, ко­то­рый пе­ре­да­ет вам гра­мо­ту от Ца­ря, ни­как не уни­что­жа­ет ни ее со­дер­жа­ния, ни ее дей­ствен­но­сти. Бог ни­ко­гда не ли­шит ис­крен­не­го ве­ру­ю­ще­го бла­го­да­ти за гре­хи дру­гих лю­дей, в том чис­ле епи­ско­пов или свя­щен­ни­ков. Че­ло­век, ко­то­рый с ве­рой, бла­го­го­ве­ни­ем и стра­хом Бо­жи­им при­сту­па­ет к Ча­ше, по­лу­ча­ет При­ча­стие, да­же ес­ли ча­шу дер­жит недо­стой­ный свя­щен­ник. Ес­ли он ис­по­ве­ду­ет­ся в гре­хе и при­ни­ма­ет раз­ре­ши­тель­ную мо­лит­ву, то он про­щен Бо­гом неза­ви­си­мо от лич­ных ка­честв свя­щен­ни­ка.
10. Мо­гут ли лю­ди, в ко­то­рых пре­бы­ва­ет Свя­той Дух, гре­шить или оши­бать­ся?
Свя­той Дух не на­де­ля­ет от­дель­но­го хри­сти­а­ни­на без­оши­боч­но­стью; то на­став­ле­ние на вся­кую ис­ти­ну, о ко­то­ром го­во­рит Еван­ге­лие, но­сит мяг­кий, мож­но ска­зать, де­ли­кат­ный ха­рак­тер — Свя­той Дух не дик­ту­ет, а толь­ко на­прав­ля­ет ра­зум и во­лю ве­ру­ю­ще­го. Это не уни­что­жа­ет его сво­бод­ной во­ли, а зна­чит, воз­мож­но­сти оши­бать­ся. Без­оши­боч­но­стью об­ла­да­ет не от­дель­ный хри­сти­а­нин, а толь­ко Цер­ковь в це­лом, ко­гда она вы­ра­жа­ет свое уче­ние на Все­лен­ских Со­бо­рах.
Что ка­са­ет­ся гре­ха, то на­до уточ­нить, о ка­ком имен­но гре­хе идет речь. Упор­ное и со­зна­тель­ное про­тив­ле­ние во­ле Бо­жи­ей, наг­лое и на­ме­рен­ное на­ру­ше­ние Его за­по­ве­дей от­тор­га­ет че­ло­ве­ка (впредь до по­ка­я­ния) от об­ще­ния со Свя­тым Ду­хом. Од­на­ко и те, в ком пре­бы­ва­ет Свя­той Дух, мо­гут со­вер­шать гре­хи по немо­щи или неве­де­нию.
11. Зна­ком со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов бы­ло то, что они на­ча­ли го­во­рить на мно­гих язы­ках. По­че­му это­го яв­ле­ния боль­ше нет в Пра­во­слав­ной Церк­ви?
По­то­му что это бы­ло од­но­крат­ное зна­ме­ние, ко­то­рое со­от­вет­ство­ва­ло дру­го­му со­бы­тию — сме­ше­нию язы­ков. В по­вест­во­ва­нии о Ва­ви­лон­ской башне (Быт.11) го­во­рит­ся о том, как лю­ди в сво­ей гор­дыне ре­ши­ли воз­ве­сти баш­ню до неба и Гос­подь сме­шал там язык их, так чтобы один не по­ни­мал ре­чи дру­го­го (Быт.11:7). Смысл это­го рас­ска­за в том, что мя­теж про­тив Бо­га при­во­дит к утра­те един­ства че­ло­ве­че­ско­го ро­да, лю­ди раз­де­ля­ют­ся на раз­ные пле­ме­на и на­ро­ды, ко­то­рые не по­ни­ма­ют друг дру­га. Весь Вет­хий За­вет су­ще­ство­ва­ло жест­кое раз­де­ле­ние на Из­ра­иль — на­род, знав­ший и чтив­ший Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га, — и языч­ни­ков — всех осталь­ных, кос­нев­ших в по­чи­та­нии идо­лов. Бы­ва­ет, впро­чем, что и лю­ди, го­во­ря­щие на од­ном язы­ке, не мо­гут друг дру­га по­нять, меж­ду ни­ми ле­жат клас­со­вые и со­слов­ные про­па­сти... И вот в День Пя­ти­де­сят­ни­цы Бог Свя­той Дух при­хо­дит, чтобы ис­це­лить все мыс­ли­мые меж­ду людь­ми раз­де­ле­ния, и воз­двиг­нуть од­ну Цер­ковь, где бу­дут со­бра­ны лю­ди из всех на­ро­дов и со­ци­аль­ных сло­ев. Как об этом го­во­рит свя­той апо­стол Па­вел, нет ни Ел­ли­на, ни Иудея, ни об­ре­за­ния, ни необ­ре­за­ния, вар­ва­ра, Ски­фа, ра­ба, сво­бод­но­го, но все и во всем Хри­стос (Кол.3:11).
12. В ка­ких зна­ме­ни­ях про­яв­ля­ет Се­бя Свя­той Дух в жиз­ни пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на?
Свя­щен­ное Пи­са­ние ука­зы­ва­ет на то, что да­ры Ду­ха но­сят, преж­де все­го, ве­ро­ис­по­вед­ный и нрав­ствен­ный ха­рак­тер. Свя­той Дух об­ли­ча­ет нас в гре­хе, чтобы мы мог­ли по­ка­ять­ся в нем и оста­вить его; как го­во­ри­ли свя­тые от­цы, тот, кто спо­до­бил­ся ви­деть свои гре­хи, со­вер­шен­нее то­го, кто спо­до­бил­ся ви­деть ан­ге­лов. Свя­той Дух вну­ша­ет хри­сти­а­ни­ну твер­дую ве­ру в Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, со­глас­ную со сви­де­тель­ством апо­сто­лов. Свя­той Дух да­ет твер­дую на­деж­ду на то, что во Хри­сте ве­ру­ю­щие при­ня­ты и про­ще­ны Бо­гом, как го­во­рит апо­стол, По­то­му что вы не при­ня­ли ду­ха раб­ства, чтобы опять жить в стра­хе, но при­ня­ли Ду­ха усы­нов­ле­ния, Ко­то­рым взы­ва­ем: «Ав­ва, От­че!» Сей са­мый Дух сви­де­тель­ству­ет ду­ху на­ше­му, что мы — де­ти Бо­жии (Рим.8:15-16). Свя­той Дух со­зи­да­ет в чле­нах Церк­ви нрав­ствен­ные пло­ды, ко­то­рые пе­ре­чис­ля­ет апо­стол Па­вел в дру­гом по­сла­нии: Плод же ду­ха: лю­бовь, ра­дость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, ми­ло­сер­дие, ве­ра, кро­тость, воз­дер­жа­ние (Гал.5:22-23). Хо­тя Бог мо­жет да­вать Сво­им свя­тым со­вер­шать и чу­де­са, и зна­ме­ния, до­би­вать­ся их не сле­ду­ет. Са­мое важ­ное зна­ме­ние при­сут­ствия Свя­то­го Ду­ха в жиз­ни че­ло­ве­ка — это ис­крен­нее по­ка­я­ние в гре­хах, на­сто­я­щая сво­бо­да, пра­вая ве­ра и пра­вед­ная жизнь, да­ю­щая пол­но­ту смы­ла и со­дер­жа­ния, внут­рен­не­го удо­вле­тво­ре­ния и ис­тин­но­го сча­стья.
Публікації
Made on
Tilda